Дела тарифные, мифы и реальность

Дела тарифные

МУП «Тополевское», как  наверно  и  иные  коммунальные  предприятия нашего района,   часто  слышит в свой  адрес  упреки  от  населения  о завышенных тарифах на  услуги  водоснабжения, канализации и  теплоснабжения.

Такое негативное   отношение  населения к сфере тарифного регулирования  коммунального  хозяйства во многом  складывается  из  ошибочных представлений, основанных исключительно на  внутреннем убеждении, а не на  нормах законодательства  и  реально действующих экономических механизмах.  Рассмотрим пример установления тарифов на коммунальные услуги по водоснабжению, канализации и  теплоснабжению применительно  к  нашему предприятию, Тополевскому  сельскому  поселению  и в целом  ко всем  аналогичным структурам нашего Хабаровского района.

На самом  деле тарифы на коммунальные  услуги  устанавливаются не коммунальными  предприятиями, а органами  исполнительной  власти  субъекта РФ, в данном  случае Хабаровского края.

 МУП «Тополевское» в середине  года подает в уполномоченный  Комитет по ценам  и  тарифам правительства  Хабаровского края  пакет  документов на каждый  вид коммунальной  услуги, в котором  обосновываются  величины  тарифов  на следующий  год и с 3-х летней  перспективой. На каждый  пакет  документов заводится  отдельное  Дело, о рассмотрении тарифов.  Комитет  рассматривает полученные документы, сравнивает величины  расходов по всем направлениям деятельности за  предыдущий  период (предыдущие 3 года), вносит  свои  корректировки (в основном в сторону снижения  тарифа) и составляет Экспертное  заключение по тарифам. Экспертное  заключение с новым тарифом направляется коммунальному  предприятию. Предприятие в случае несогласия,  может  обжаловать  Экспертное  заключение,  но это достаточно проблематично. Вся  процедура  подачи, рассмотрения  и  утверждения  тарифов  жестко регламентируется  постановлением Правительства  РФ от 13 мая 2013 г. № 406.

Дела тарифные, мифы и реальность
Дела тарифные, мифы и реальность

Дела тарифные

Обычно для принятия коммунального тарифа  Комитетом  применяется два  метода:

  • Метод   экономически обоснованных расходов (затрат).
  • Метод индексации.

Комитет  обычно выбирает  метод индексации, т.е. берется  тариф  за  прошлый  год и  увеличивается  на  предельный  индекс (коэффициент, дефлятор) роста  тарифа, который  на  каждый  год устанавливается  Правительством РФ. В среднем дефлятор на текущий  год составляет  около 4-х%. Увеличение коммунального тарифа  на  4%  для  подавляющего  количества  населения  не  критично.

Для примера. При среднем тарифе 50 рублей за 1 метр кубический воды, средне фактическом водопотреблении 4-5,0 м. куб. на человека в месяц, увеличение платы одного человека при 4%-ом повышении тарифа составит 8-10 рублей в месяц. На семью из 3-х человек таковое составит 25-30 рублей. Считаем, что цены на иные продукты растут более высокими темпами.

 Обычно Комитет, в целях минимизации  исключает  из тарифа  все  что возможно и невозможно. Такой тариф  даже не  предусматривает  прибыль  предприятия. Все  расходы  предприятия жестко лимитированы.

То есть МУП «Тополевское», как и любое  иное  ресурсоснабжающее коммунальное предприятие,  практически  не влияет  на  процесс  тарифного образования.

Наше  предприятие естественно считает устанавливаемый тариф, особенно  на  водоснабжение  и водоотведение немного заниженным, на  объектах   эксплуатируются  трубы  и  насосы  времен СССР.  Хотелось  бы поменять часть устаревшего оборудования  на   современное,  с меньшим  потреблением  электроэнергии и с более высоким  эксплуатационным ресурсом.

Но действующий  тариф  на коммунальные  услуги – это компромисс  между  тем, что необходимо коммунальному предприятию, и  тем,  что население  готово  платить  в  нынешних экономических реалиях.  

Конечно,  ситуации в России  бывают  разные, но в среднем тарифы на коммунальные услуги  ниже экономически  обоснованной  величины,  и  искусственно держатся правительством  РФ и Хабаровского края  на  заниженном   уровне,  выполняя в  определенной  мере  социальную функцию.

То,  что при  этом  постепенно выходит из строя  коммунальная  инфраструктура из-за т.н. недоремонта – это, к сожалению,  будет  решаться  в какой то перспективе.

Корень проблемы  не в том, что населению тарифы кажутся  завышенными, а  то, что ввиду проблем  в  экономике страны у  части населения  не хватает  средств на их оплату, либо такая  оплата накладна  для  семейного бюджета. 

Гл.  инженер МУП «Тополевское»

Инчагов А.Д.

Дела тарифные

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
МУП Тополевское